Обсуждая реформы в системе образования, депутаты вспомнили о сфере религиозного образования. В Кыргызстане религиозное образование осуществляется в форме специального религиозного (духовного) образования и краткосрочных религиозных курсов для совершеннолетних и несовершеннолетних лиц. Эта сфера находится под контролем Государственной комиссии по делам религий и непосредственно духовных управлений и представительств конфессий. Министерство образования и науки КР к ним не имеет доступа и влияния.
Депутат Жогорку Кенеша КР Дастан Бекешев во время обсуждения законопроекта о реформировании в целом системы образования, предложил разработать отдельный закон, в котором было бы закреплено требование о лицензировании религиозного образования в стране.
Бывший глава Государственной комиссии по делам религий КР Орозбек Молдалиев в интервью онлайн изданию Vesti.kg поддержал инициативу парламентария. “В Кыргызстане нет стандартов религиозного образования. В свое время мы разрабатывали концепцию на эту тему. У нас даже нет понимания, что теология — это богословие. Это не светская дисциплина. Например, в ОшГУ и КТУ «Манас» есть факультеты теологии. И они со светским дипломом становятся религиозными деятелями. По Конституции религия отделена от государства. Многие заканчивают учебу в медресе, но не все могут работать в религиозной сфере или быть имамами. Светские люди их не признают. Для того, чтобы было лицензирование, нужно привести в порядок само религиозное образование”, — отметил в своем интервью изданию Молдалиев.
В 2019 году Государственной комиссией по делам религий в партнёрстве с местными гражданскими и международными организациями был разработан проект «Положения о порядке предоставления религиозного образования в КР», который планировалось принят в том же году осенью.
По неизвестным причинам проект Положения не был принят в 2019 году. О нём благополучно забыли и не вспоминают в 2022 году. Между тем проект документа закладывал основы для будущего полного реформирования сферы религиозного образования. Ниже ссылки на этот документ на двух языках.
Согласно статьям 9, 34 действующей Конституции КР религия отделена от государства, поэтому был разработан проект Положения (!), в котором авторы попытались согласно действующим законам регулировать сферу религиозного образования, не нарушая ничьи права. В частности, ориентируясь на закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республики».
Согласно статьям 3.3 проекта Положения религиозные учебные заведения подлежат обязательной учётной регистрации в государственном органе по делам религий. Затем по норме 3.7 они обязаны пройти государственную регистрацию в качестве юридического лица или филиала юридического лица в соответствии с законодательством КР.
В статьях 4.6, 4.7 проекта Положения есть требование об обязательном включении в учебную программу средних религиозных учебных заведений следующих дисциплин «История Кыргызстана», «Человек и общество», «История религий», «Кыргызский язык», «Кыргызская литература». В программу высших религиозных учебных заведений: «История Кыргызстана», «Граждановедение», «Религиоведение», «Кыргызский язык», «Русский/иностранный язык», «География», «Социология», «Всемирная история», «Психология и педагогика», «Информационные технологии».
Содержание вышеуказанных общеобразовательных дисциплин утверждается совместным приказом уполномоченных органов по делам религий и образования в соответствии с необходимым уровнем знаний учащихся, то есть через включение этих дисциплин в обязательную учебную программу религиозных учебных заведений Министерство образования и науки КР получают частичный доступ к ним.
Согласно статье 4.14 проекта Положения “дипломы среднего и высшего религиозного образования не является дипломами государственного образца”. Для признания дипломов им придётся пройти полную процедуру лицензирование как все учебные заведения страны.
По информации Духовного управления мусульман Кыргызстана на 2021 год по стране зарегистрированы 114 медресе, из которых работают 92.
Деятельность религиозных учебных заведений, в частности медресе не раз становилось предметом исследований, целью которых были разные аспекты их жизнедеятельности.
#Центр религиозных исследований при Госкомиссии по делам религий КР в 2021 году среди учащихся и преподавателей 55 медресе провел исследование по определению гражданской идентичности у учащихся религиозных учебных заведений.
#Институт детства в 2020 году проверил деятельность частных детских учреждений интернатного типа, в том числе религиозные. Мониторинг охватил 5 областей Кыргызстана: Чуйскую, Иссык-Кульскую, Ошскую, Джалал –Абадскую и Баткенскую области, где находится наибольшее количество частных детских религиозных учреждений. В ходе мониторинга были выявлены серьезные пробелы в образовании и воспитании детей. Особую тревогу у авторов мониторинга вызывают воспитанники частных религиозных детских учреждений интернатного типа, потому как они не получают гражданского образования и могут в дальнейшем вовлекаться в противоправные действия, не исключая экстремистские.
#Булан институт в 2017 году представил свое нашумевшее исследование “Религиозное образование в Кыргызстане: медресе нуждаются в срочной реформе”. Среди выводов Булан института можно выделить следующий абзац: “В 95% медресе отсутствуют светские дисциплины. Но и в остальных 5% медресе, в которых преподаются светские предметы, имеют временный характер, иначе говоря, если спонсоры выделят необходимые средства, то идут занятия, если наступает финансовый кризис, то нет. Учащиеся, обучающие в медресе должны получать и светское образование, а также должны быть созданы для них условия для освоения ими новых технологий”. В связи этим Булан институт предлагает принят законопроект, регулирующий и контролирующий деятельность религиозных учебных заведений, упоминая отклонённый в 2013 году законопроект “О религиозном образовании и религиозных организациях”, предложенный Каныбеком Осмоналиевым, бывшим директором Государственной комиссии по делам религий КР.
Текст: PreventionMedia